nelly_glotova (nelly_glotova) wrote,
nelly_glotova
nelly_glotova

Украина -война

Интернационализм и формирование ненависти
Википедия даёт определение интернационализма как идеологии, проповедующей дружбу и сотрудничество между нациями. Я, как и многие мои сверстники, выросшие в СССР, воспитывалась в духе пролетарского интернационализма, в духе солидарности с борьбой несправедливо угнетаемых пролетариев против угнетателей. При этом национальность как угнетаемых, так и угнетателей не имела значения. Воспитание интернационалистов декларировалось советской идеологией. Национализм и шовинизм осуждались.
До того, как Советский Союз окончательно превратился в совок – государство всеобъемлющего дефицита, блата, телефонного права, всеобщего беспорядка, идеи интернационализма были близки и понятны. Мы знали, что Российская империя была тюрьмой народов, а Советский Союз – это великое братство, в котором каждый народ по-своему значим независимо от численности. Это уважение к другим народам и неприятие унижения человеческого достоинства прививалось качественной литературой.
Говоря словами В. Высоцкого:
«Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал».
Мы любили чукчей Ваамчо, Айе, Тыгрену и Ярака, ненавидели Алитета и возмущались Чарли Томсоном, считавшего чукчей дикарями. Очень чистое и светлое произведение «Убить пересмешника» заставило восхищаться благородством Аттикуса Финча, сопереживать чернокожему Тому и понять всю мерзость расизма. Е. Гребинка, который отнюдь не был революционером, в повести «Кулик» показал отвратительную личину крепостничества. Трагическая история любви крепостного Петруши и крепостной девушки Маши, принадлежащей другому помещику, лучше сухих фраз из учебника истории позволила осознать, насколько бесчеловечным являлось государство с крепостным строем. Тот же Е. Гребинка описал еврейский погром, учинённый запорожцами. И хотя запорожцы для меня с детства были окружены ореолом романтики, в этом случае я сострадала несчастной еврейской девочке, у которой убили родителей. Страшно, когда людей подвергают насилию только за то, что они от рождения имеют другую национальность, или приобщены к другой религии. Книги учили, что надо ценить наличие в человеке таких качеств, как честность, благородство, доброта, не обращая внимания на цвет кожи, религиозную и этническую принадлежность. Отважные Чингачгук и Ункас вызывали гораздо больше уважения, чем многие белые. Евреи Исаак и прекрасная Ревекка благородством превосходили английских лордов. Все народы равны. Люди пытаются сохранить редкие животных и растения. Тем более, надо оберегать каждую присутствующую на Земле культуру.
Народ, в его культурно-этническом понимании, - группа людей, имеющих общее происхождение. Народ характеризуется единым языком, сформировавшимся из отдельных племенных диалектов, и общей культурой. Представителей отдельного народа объединяет общее историческое прошлое.
В 1961 г. Н. С. Хрущёв провозгласил, что в СССР сложилась новая историческая общность – советский народ. Было заявлено, что советский народ имеет общую социалистическую Родину, занимается ведением общего социалистического хозяйства, обладает марксистско-ленинским мировоззрением и, главное, имеет общую цель – построение коммунизма. В 1971 г. Постановлением XXIV съезда КПСС советский народ был провозглашён результатом прочного социально-политического и идейного единства всех граждан СССР. Для классического соответствия определению народа недоставало единого языка. Поэтому русский язык был объявлен языком межнационального общения. По-прежнему во всех документах указывалась национальность гражданина, но о великом братстве народов, похоже, начали забывать. Вместо великого братства употреблялся термин «советский народ». Превращающийся в совок СССР приобретал всё больше черт, роднящих его со сгинувшей Российской империей. По союзным республикам поползла скрытая русификация. Впрочем, она существовала и до этого. В качестве примера привожу Украину. Полагают, что в результате голодомора распрощались с жизнью около 12 миллионов украинцев, являвшихся носителями украинского языка. В 1933 г. по распоряжению И. В. Сталина началось планомерное уничтожение украинской интеллигенции. В 1938 г. принято Постановление ЦК КП (б) об обязательном изучении в школах русского языка. В 1946 г. принято Постановление Совета Министров СССР об утверждении украинского правописания, приближённого к русскому. Якобы существовал план депортации массы украинцев, но этих украинцев оказалось слишком много. В 1949 г. украинцам, вывезенным во время войны вместе с предприятиями, было запрещено возвращаться в Украину. Возрождением промышленности занимались россияне, оставленные на постоянное местожительство в Украине. В 1958 г. принято Постановление Пленума ЦК КПСС о переходе украинских школ на русский язык обучения, что и было осуществлено в больших городах. В 1970 г. Министерство образования СССР распорядилось о написании и защите всех диссертаций только на русском языке. Преданный делу партии, убеждённый коммунист П. Шелест был снят с должности Первого секретаря ЦК КПУ только за то, что пытался защитить украинский язык. Жить в родной Украине ему запретили.
http://narodna.pravda.com.ua/rus/culture/4b376e6ed8854/
В 1990 Г. Верховный Совет СССР принял Закон о языках народов Советского Союза. В Законе расписана значимость языков различных национальностей, но основная идея состоит в следующем: «С учетом исторически сложившихся условий и в целях обеспечения общесоюзных задач русский язык признается на территории СССР официальным языком СССР и используется как средство межнационального общения». В принципе, ничего нового. Это называется интернационализмом по-советски, или, вернее интернационализмом по-русски. Власть предержащие понимали, что убивая в народах национальное сознание, проще управлять единой массой граждан-манкуртов.
Между тем окончательно ставший совком СССР устремлялся к своему развалу. Нам внушали, что бытие определяет сознание. Но эта жизненная формула вызывала во мне ощущение когнитивного диссонанса. Мне казалось, что для устройства бытия в гражданах Союза недостаёт сознания. Воровство, недобросовестное наплевательское отношение к работе, бессмысленные распоряжения, поступающие сверху – всё это не укладывалось в святая святых марксистко-ленинской философии. На предприятиях выполняли план и получали премиальные. «Плановую» обувь невозможно было носить, советские телевизоры ломались с удивительной периодичностью, за условно-съедобной колбасой выстаивались длиннющие очереди. Наконец, началась замечательная перестройка. Эти славные времена знамениты не только тем, что были уничтожены виноградники. Плановая экономика достигла своего расцвета. Магазины совершенно опустели. Начались разоблачения прошлых преступлений системы. Это с трудом воспринималось многими. Мы были свидетелями и участниками незавидной жизни в обществе развитого социализма, но, несмотря на это, хотелось верить, что мы живём в самом замечательном государстве. Мне кажется, подобный кризис представлений ожидает россиян, когда они осознают, насколько лжива и преступна политика современной России. Изменение политических взглядов чем-то схоже с симптомами, свойственными онкологическим заболеваниям. Отрицание и неприятие факта болезни сменяется осознанием и смирением. Многие из нас, бывших граждан СССР, прошли через это. Великое братство сменилось советским народом, но этот народ не сформировался не только к 1961 г., но и к 1991 г. Когда идеи интернационализма превратились в очередное пустословие? Когда были репрессированы деятели Коминтерна, расстреляны поляки в Катыни, или когда бронетехника появилась на улицах Вильнюса? О каком интернационализме может идти речь в государстве, окружённом врагами? Врагов надо ненавидеть. СССР прекратил своё существование. Осталась его достойная правопреемница – Россия. Тоже окружённая врагами и изливающая потоки грязи на своих соседей.
Сейчас я хорошо понимаю героиню повести Н. Артюховой «Светлана», которая отказывалась учить немецкий язык. Мои политические взгляды во многом изменились, но приверженность идеям интернационализма сохранилась. И, тем не менее, отлично понимая, что многие россияне не согласны с проводимой властями политикой, что в России достаточно много смелых людей, критикующих систему, я часто ловлю себя на мысли, что в сознании происходит отождествление всех россиян и, в частности, русских с наименованием Россия. А Россия – это враг, страна – агрессор. Я не желаю ничего плохого тем конкретным россиянам, с которыми иногда веду полемику в ЖЖ, но злорадствую по поводу возникающих в России проблем. Почему я должна сочувствовать тем, кто приветствует убийц, заполонивших украинский юго-восток? Тем, кто именует мою родину руиной? Как я должна относиться к гнусному старику, назвавшему украинцев убогими, а украинскую культуру вторым или третьим сортом? И это после всех гонений на украинскую культуру и украинский язык! А как эта особь относится к другим культурам? В конце концов, существуют и личные предпочтения. Я никоим образом не оспариваю, что Достоевский – великий писатель, признанный во всём мире. Но лично я с большим трудом осилила «Идиота» уже в зрелом возрасте. А вот рассказами Жемайте зачитывалась ещё в детстве. Могу ли я преодолеть отвращение к тем, кто радостно визжал и продолжает визжать «Крымнаш»? Разве эту толпу посетила мысль, что они поступили подло по отношению к другому народу? Происходит накопление негативных эмоций, которые формируют ненависть. И вину за это я возлагаю на всех тех, кто заражён вирусом великодержавия.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments